Глава 16
ВИТАЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ И ВИТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
До сих пор речь шла только об "энергетических
нападениях". В нападениях такого типа отрицательный импульс
проникает первоначально в "энергетическую" оболочку
(падение тонуса и неприятные ощущения в теле), а затем
распространяется на две остальные оболочки: витальную и
ментальную. Энергетические нападения не только самые
распространенные из всех возможных психических нападений,
но также самые полные и самые опасные для здоровья
перцепиента.
Существует еще два типа нападений витальные и
ментальные. В отличие от энергетических нападений, эти
нападения более незаметны. Витальные нападения проявляются
непосредственно в эмоциональной сфере, минуя энергетику
(хотя продолжительная утрата эмоционального равновесия
может отразиться и на общем психофизиологическом тонусе), а
ментальные нападения в сфере интеллекта. Витальные
атаки имеют своей целью "затемнение просветленных", а
ментальные общую переориентацию, увод с "путей
истинных".
Тема нападений такого типа не столь актуальна, как тема
"энергетических" нападений, по трем причинам. Во-первых,
они не так распространены. Во-вторых они не представляют
непосредственной опасности для здоровья, касаясь лишь нашей
эмоциональной чистоты и ментальной ясности. В-третьих, в
качестве нападения они могут рассматриваться лишь
ограниченным числом лиц; у преобладающего же большинства
дела с чистотой и ясностью обстоят таким образом, что
дополнительные, "наведенные" заморочки практически не
меняют общей картины, так как "нападение" неотличимо от
одного из привычных кругов собственных мыслей и эмоций.
Если человек по какой-то причине считает свое
эмоциональное состояние совершенно себе не свойственным и
полностью "наведенным" извне, он глубоко ошибается. Еще
теософы указывали, что злые чувства и мысли должны найти в
"ауре" перцепиента родственные себе "вибрации". Собственно
говоря, исходящий от индуктора эмоциональный заряд служит
не более чем катализатором, усилителем определенных
процессов, уже наличествующих в перцепиенте. Если в
витальном "теле" перцепиента отсутствуют вибрации,
родственные по духу приходящим извне, последние не в
состоянии будут на него подействовать.
Вот почему говорят, что чистые сердце и ум наилучшие
защитники от любых вражеских наскоков, ибо такие чистые
сердце и ум создают астральное [т.е. витальное №20]
и ментальное тело, неспособное откликаться на низкие
вибрации. Если злобная мысль, посланная со злобным
намерением, ударится о такое тело, она только рикошетирует
от него (причем с силой, пропорциональной той энергии, с
которой она на нее налетела) и помчится обратно по
магнетической линии наименьшего сопротивления то
есть по только что проторенному пути и ударит в
своего создателя; и так как он имеет в своем астральном и
ментальном телах материю, сходную с материей порожденной им
мыслеформы, он подвергается действию ответных вибраций и
терпит уничтожительные последствия, которые он намеревался
навлечь на другого. Так "проклятия... возвращаются в свой
родной курятник". Отсюда также вытекает, что ненависть и
недоброжелательность к хорошему и высокоразвитому человеку
имеет очень серьезные последствия: направленные против него
мыслеформы не могут причинить ему вред, они
отбрасываются назад и обращаются против их создателя...
[Но] до тех пор, пока в ментальном теле человека остаются
какие-то грубые виды материи, связанные со злыми или
эгоистическими мыслями, он открыт для нападения со стороны
тех, кто желает ему зла.*
* Безант А., Лидбитер Ч. Мыслеформы. СПб.,
1905, стр. 39-40. Анализ теософской литературы
показывает, что, несмотря на употребляемую терминологию,
фактически теософы работали лишь с витальным планом
и не были растождествлены с менталом. На это указывал еще
Шри Ауробиндо (См.: Sri Aurobindo. Conversations avec
Pavitra. Paris, 1972, p. 29-30.)
Иногда говорится, что лучшая защита от любых нападений
полное прощение противника. Однако за
благополучным фасадом концепции всепрощения скрывается один
из многочисленных теоретических парадоксов биофизического
мира, незнакомого с моралью. Дело в том, что согласно
приведенной выше теософской интерпретации механики
витального нападения, абсолютное всепрощение в то же время
оказывается и абсолютной инвольтацией противника,
абсолютным возвратным "ударом ниже пояса", против которого
нет никакой защиты, хотя агрессору при этом,
конечно, некого винить, кроме самого себя. Тем не менее
получается, что в вопросах войны и мира нельзя быть
добреньким, великодушно "оставляя мертвым хоронить своих
мертвецов": это низко и подло. Человек, способный на
всепрощение, обязан добиться того, чтобы прощение стало
взаимным.
"Йогасутры" рекомендуют в случае витальных нападений
"думать о противоположном". В качестве расширенной формы
этой защиты можно рассматривать культивирование
сострадательного отношения ко всему живому. Такое отношение
становится возможным лишь в результате глубокого осознания
той пропасти неведения, в которую ввергнуты все живые
существа, по неведению творящие зло и желающие зла, по
неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке,
который ясно сознает это, всякая приходящая извне
отрицательная эмоция автоматически стимулирует
эмоциональную реакцию сострадания к недоброжелателю, то
есть эмоциональную реакцию противоположного свойства,
смягчающую неизбежный "возвратный удар".
Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается
другая форма защиты, называемая "абсорбцией" или
поглощением. Это своего рода "витальное айкидо"*: здесь
используется сила противника. Хитрость заключается в
том, чтобы отделить "количественную составляющую"
наведенной эмоции (силу заряда) от ее "качественной
составляющей" (собственно отрицательной окраски). Сила при
этом поглощается, а отрицательная окраска, соответственно,
отбрасывается или, по желанию, служит объектом
эстетического созерцания.
* Айкидо "щадящая" школа
рукопашного боя.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные
хитрости и ввязываться во всякого рода витальную возню
это неверный способ использования сил противника. Мы
вернемся к этому вопросу в двадцатой главе.